Кусарские Новости
Суббота, 22.07.2017, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Общество [216]
Культура [60]
Спорт [108]
Туризм [20]
Происшествия [166]
Политика [109]
ФОТО/ВИДЕО [15]
Главная » 2010 » Май » 6 » Лезгинский танец орла
Лезгинский танец орла
09:31
Лезгины - одна из крупных этнических общностей Кавказа.

Лезгины живут на севере Азербайджана и юге Республики Дагестан Российской Федерации, в бассейне реки Самур.

Самоназвание лезгин - лезги (ед.ч.) и лезгияр (мн.ч). У античных и арабских авторов, а также в более поздних кавказских и персидских источниках и хрониках (Дербент-наме, Ахты-наме, Тарихи-Дагестан, Гюлистани-Ирам, Ассари-Дагестан и др.) мы находим сведения о гелах, леках, лакзах и других народах, как о живущих на востоке Кавказа. Как считают историки, под названием гелов и легов указывают дагестанские народы вообще, в том числе представителей лезгинской группы. Полагают, что этноним лазги или лезги находится в связи с этнонимом лак.

Примечательно, что в наши дни грузины называют лезгин этнонимами лек, леги. Само же слово лекь в переводе с лезгинского языка означает орел, что, возможно, было тотемным знаком древних предков этого народа. Отголосками той эпохи являются сохранившиеся у лезгин до настоящего времени представления о могущественном языческом божестве Алпан, древнее название реки Самур - Албанус, а также наличие селения под названием Алпан у кубинских лезгин.

После распада Албании в V веке часть лезгин вошла в состав Дербентского владения Чора, управляемого иранским наместником, а основная часть была объединена в государство Лакз, просуществовавшее до XIII века. Помимо этого, существовали такие политические образования, как Хайдак, Табасаран, Цахур, Маскут, Серир, которые играли активную роль в истории Кавказа в VI-XI веках.

В то время в языке, быте и культуре общин в силу экономической и политической обособленности начали складываться свои особенности. Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будугский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые и стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков.

До XVII века на современной территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований, осколки когда-то могущественного Лакза. Их возглавляли наиболее многочисленныеи сильные общества, центрами которых являлись селения Курах, Кусары, Ахты, Гельхен и др.

В XVIII веке лезгины находились в подчинении Кубинского и Дербентского ханства. К этому времени Курах стал резиденцией казикумухского правителя. В XIX веке образовалось Кюринское ханство, а самурские лезгины объединились в вольные общества Ахтыпара, Алтыпара и Докузпара. Эти политические образования повлияли на образование у народа трех этнических подгрупп - кюринских, кубинских и самурских лезгин.

После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX веке и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена административная граница по реке Самур. Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован после установления Советской власти и затем после распада СССР.

Лекури

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец Лезгинка. Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами. Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не встречавшийся танец, который исполняли местные народы, именуемые лезгинами. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Иначе и не могло быть, поскольку эти народы жили по соседству, помогая друг другу в беде и радости, обогащая друг друга, особенно в музыкальной и танцевальной культуре.

Лезгинка (известна также в Иране под названием Лазги, лезги, в Грузии Лекури, что означает — лезгины (леки) танцуют) распространена среди всех кавказских народов. Она является не чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов,одним из основных элементов, которым являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.

Лезгинка - это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная мелодия, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Во время войны лезгинка служила ритуальным танцем воинов для поднятия духа. Также она являлась поводом для знакомства молодых, ведь суровые законы гор не позволяли выходить девушкам одним на улицу. В основном, молодежь собиралась на свадьбах, и тогда юноша, сделав какое-нибудь движение, приглашал девушку на танец. В конце танца, когда она собиралась уходить, джигит всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ему ни в коем случае нельзя было касаться ее; бывали случаи, когда за это убивали. Основой для Лезгинки были и остаются такие танцы, как Дагъларин таватар, Мехъер, Къуншидин руш, Даллай, Лезги кьуьл и другие.

Музыка

Музыкальная культура лезгин богата и разнообразна, и имеет много общего с творчеством других народов Кавказа. В то же время в лезгинской музыке имеются свои особенности, отличающие ее от музыкального творчества других народностей. В частности, можно выделить протяжную народную песню, например Перизада, исполняемую одноголосным женским хором.

В лезгинской музыке преобладает также танцевальное ритмическое начало, что, несомненно, ознаменовано музыкой танца Лезгинка. Вот названия дошедших до нас народных танцевальных мелодий- Апай, Мулейли, Магьи Дилбер, Акъуша, Къавумар и др.

Известно также творчество лезгинских поэтов-ашугов (ашукь переводится как влюблённый). Эти певцы исполняли философские притчи и песни собственного сочинения в караван-сараях от Турции до Афганистана. В XX веке эта традиция была почти утеряна, и только в далеких аулах Касумкента и Ахты Дагестана и некоторых селениях Кусарского района Азербайджана сохранились последователи этих уникальных поющих философов.

Литература

Письменность у лезгин изначально существовала на базе албанской графики. После завоевания Кавказа арабами народ начал использовать арабскую графику, затем с 1920-х годов перешел на латиницу, которая, в свою очередь, в 1938 году была заменена кириллической графикой. Большой популярностью у лезгин пользуются эпосы-сказки о животных, в которых большей частью в качестве основного персонажа выступает хитрая лиса, обманывающая более простоватых волка, медведя, осла, верблюда. В этих сказках фигурируют мифический великан - див, волшебный змей, волк, говорящий человечьим языком. Все они помогают герою избавиться от беды, преодолеть препятствия.

Самое известное произведение, дошедшее до нас из глубины веков - это исторический эпос о народном Герое Шарвили. В произведении дана широкомасштабная панорама борьбы лезгиноязычных народов с чужеземными завоевателями. Эпос состоит из 20 сказов, в печати появились лишь некоторые части предания, однако и в имеющихся материалах можно проследить исторические события, связанные с лезгинами.

Произведения лезгинских авторов создавались на арабском языке, и особой популярностью пользовалась региональная историография. Знатоки арабского языка собирали сведения, относящиеся преимущественно к истории какой-либо области. Эти хроники передавались от отца к сыну, от ученого к ученому, и дополняясь фактами, принимали новую редакцию. К таким произведениям можно отнести хронику древнейшего лезгинского аула Ахты – Ахты-наме (X век). На лезгинском языке создана богатая духовная культура. Наиболее известными классиками лезгинской литературы являются Гасан-эфенди ал-Алкадари, Етим Эмин и Сулейман Стальский.


Если хочешь иметь дома много ковров, то женись на микрахке

Наряду с высоким уровнем развития скотоводства и земледелия лезгины достигли выдающегося мастерства в народно-прикладном и ремесленном производстве. Широкой известностью пользовалось ковроткачество, кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное дело. Каждый народ лезгинской группы производил свои самобытные изделия домашнего ремесла. Так постепенно произошла специализация производства - отдельные аулы превратились в центры производства определенных изделий.

Искусство изготовления ковров – яркий образец народного творчества лезгин. Складываясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, лучшие традиции коврового искусства передаются из поколения в поколение. Лезгинские ковры отличаются яркими красками, сложным орнаментом, что говорит о большом художественном вкусе мастериц. Основным изобразительным мотивом ковров является ромб - фур (в переводе с лезгинского языка означает яма). Обычная композиция ковра состоит из трех ромбов различных вариантов. В кусарских, микрахских коврах можно встретить ромб, украшенный геометрическим орнаментом – поднос с крупными цветочными розетками.

Селение Микрах Докузпаринского района, расположенное на крутых склонах Шалбуздага, издавна является известным центром ковроткачества. Микрахские ковры славятся среди лезгинских ковров, как по рисункам, так и по качеству тканья, а микрахцы отличаются от других лезгин искусством быстрой работы. Среди народа распространено выражение - Если хочешь иметь дома много ковров, то женись на микрахке.

Наряду с ворсовыми коврами лезгины издавна вырабатывали и ковровые изделия без ворса. Из них наиболее распространенными были сумахи (паласы) - ковры с гладкой лицевой стороной и мохнатой изнанкой. Также вязались разнообразные хурджуны (дорожные сумки), чувалы (мешки), и, конечно же, узорные носки – кюлютар. Построение узоров на вязаной обуви очень близко к ковровому орнаментальному искусству и у каждого селения был свой неповторимый рисунок. Вязались носки круглый год и женщины достигали высокого мастерства в этом деле. Наиболее древним орнаментом для украшения лезгинских цветных носков следует считать герметический орнамент (изображения в виде завитков зигзагов, ромбовидных фигур и др.), которые предназначались для пожилых людей. В изделиях для детей и молодежи больше использовались изображения животных, птиц и даже человека.

Женщины гончарки из села Кахуль

Традиции изготовления керамики у лезгин уходят в глубокую древность. Наиболее древним и примитивным способом на всем Кавказе (без гончарного круга и с обжигом на костре) глиняная посуда изготовлялась в селении Кахуль. Гончарным производством здесь занимались только женщины. В глиняное тесто добавлялись толченый камень, волос, это придавало особую прочность посуде, что, по-видимому, и помогло долгое время сохраниться данному производству.

Кахульская керамика имеет неправильные формы, кажется неказистой на вид, украшалась тонким процарапанным узором, отчасти напоминающим наскальные изображения. В 50-е годы ХХ века население высокогорного Кахуля было переселено на низменность, и, к сожалению, гончарный промысел, протянувший к нашему времени ниточку из эпохи неолита, оборвался.

Известно, что уже в XII-XIV веках была популярна бирюзовая расписная керамика, типичная для всего Ближнего Востока. Образцы калинской (также называется испикской) бирюзовой керамики сохранились на месте селения Цудахар, средневековой крепости Аркас и Капчугай. После разгрома татаро-монголами центра керамических изделий в Кале это искусство было унаследовано и продолжено в новых центрах гончарного производства – в селении Мючюк, Испик, Еникент Кубинского района Азербайджана и Испик, Гезеркент ныне Сулейман-Стальского района Дагестана.

Расписной керамикой занимались мужчины, женщины же иногда принимали участие в росписи сосудов. Керамические изделия изготовлялись из местной красной и серой глины на деревянном станке, состоящем из двух кругов и приводимом в движение ногой. После сушки изделия обычно полировались гладким камнем, а затем обжигались в купольной печи из сырцового кирпича под названием къул. Здесь изготовлялись оригинальные высокохудожественные тарелки, кувшины, миски, блюда, украшенные росписью и лепными узорами богатых цветовых сочетаний, в основном, зеленых, вишнево-коричневых и желтых оттенков. В декоре часто встречаются изображения коней, птиц, солярные знаки, растительные элементы и др.

Оружие дело чести

В металлообрабатывающем производстве у лезгин выделяются оружейное и ювелирное дело. Как сообщает арабский автор XIII века Закарий ал-Казвини, жители рутульского села Шиназ были искусны в изготовлении оружия, панцирей и других видов вооружения. Одним из главных изделий оружейного дела являлся кинжал. В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которые занимали важное место в быту лезгин. Ружье, кинжал и сабля как бы составляли единое с черкеской, являлись необходимыми предметами в быту. Приемы изготовления кинжалов и сабель передавались по наследству от отца к сыну.

Не менее разнообразным был ассортимент ювелирно-художественных изделий – пояса, браслеты, перстни, ожерелья и др. Особенно было популярно использование в украшении изделий золотых и серебряных монет. Пояс или браслет с золотыми монетами являлись одним из главных украшений богатых лезгинок.

Яран Сувар

Наряду с мусульманскими праздниками - Гурбан и Рамазан байрам - народ сохранил и немало древних обычаев и праздников. Самым любимым праздником у лезгин является Яран Сувар. Праздник весны, который проходит в конце марта, сопровождается разжиганием костров и прыганием через них. Считается, что огонь очищает тело, сжигает старые грехи, укрепляет организм, приобщает к божественному духу. Праздник сопровождается народными гуляниями, весельем, танцами и угощениями. С раннего утра от дома к дому ходят группы молодежи, одетые в овечьи шкуры наизнанку, и дети со своими сумками, куда они складывают преподносимые им подарки - орехи, конфеты, крашеные яйца, фрукты и др.

В первое воскресенье июня проходит день цветов -Цьукверин сувар. С раннего утра на Джабинские луга, которые находятся в Ахтынском районе, приезжают многочисленные делегации со своей культурной программой. Звучат песни народов Дагестана, свое мастерство демонстрируют канатоходцы, молодежь соревнуется в ловкости и силе. Кульминацией праздника является избрание Королевы цветов - самой красивой девушки на празднике. На белом коне, в окружении юношей и девушек, усыпанная цветами, под звуки зурны (духовой язычковый инструмент), Королева цветов от дальнего родника шествует на место проведения праздничных торжеств, где ее приветливо встречают стар и млад.

До принятия христианства, а затем и ислама, лезгины поклонялись стихиям природы и небесным светилам - молнии, солнцу, луне, звездам. Один из древнейших обрядов называется Вацракъар (Дни луны).

Представление начинается с зарождением нового месяца. Из прутьев мастерят предмет в виде полумесяца, который украшают цветами и яркими лоскутками материи и вертикально устанавливают на освещенной лунным светом лужайке. Взявшись за руки, молодежь поет и танцует вокруг полумесяца до тех пор, пока на небе не поднимется настоящая луна.

В честь народного героя Шарвили каждое лето в Ахты проходит праздник, который является своего рода отчетом о духовно-нравственном развитии лезгин. Согласно преданию, в давние времена храбрый богатырь по имени Шарвили ударом меча прорубил перевал между вершинами Базар-Дюзи и горы Лезе-Даг и тем самым открыл путь на другую сторону горы.

Праздник начинается с утренней зари на горе Келедхев. О ее наступлении возвещают звуки зурны, разносящиеся по окрестностям с горы. Джигиты, одетые в национальные одежды, на конях встречают гостей, которые приехали со всего Дагестана. На площадях исполняют народные песни и отрывки из эпоса Шарвили, проводятся спортивные соревнования, такие, как толкание ядра, метание камня, гиревой спорт и др.

Современность

Лезгины говорят на лезгинском языке, относящемся к лезгинской подгруппе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи языков. Он делится на три группы диалектов - кюринский, кубинский, самурский и множество говоров внутри этих диалектов. Литературным считается гюнейский говор кюринского диалекта.

Верующие лезгины – мусульмане суннитского толка, и лишь население села Мискинджа Ахтынского района (Дагестан, Россия) исповедует ислам шиитского толка. Согласно официальной статистике по обе стороны Самура проживает 382 тысяч лезгин. По данным переписи 1999 года, по своей численности лезгины (178 тысяч) являются вторым после азербайджанцев народом Азербайджана. Однако по неофициальным данным число лезгин в этой стране в несколько раз выше. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что очень часто живущие здесь лезгины фиксируются как азербайджанцы.

В Азербайджане лезгины живут в Гусарском районе, где составляют более 90% населения, а также в

Хачмазском, Кубинском, Габалинском, Исмаиллинском, Шекинском и Гейчайском районах, в городах Баку и Сумгаит. Лезгинский язык изучается в средних школах, где компактно проживают лезгины. В Гусаре функционирует Лезгинский драматический театр, создан культурный национальный центр, издаются две газеты.

Еще 204 тысячи лезгин проживают на юге Дагестана-здесь они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, частично Рутульский и Хивский районы. Лезгинский язык в соответствии с Конституцией Дагестана признан государственным языком наряду с другими языками республики и преподается в учебных заведениях (в средней школе, вузах).

На лезгинском языке издается учебная, художественная литература, выходят газеты, осуществляется радио- и телевещание, функционирует театр.

Одна из главных проблем лезгин связана с образованием - ощущается нехватка учебников лезгинского языка и литературы для школьников, а также преподавателей лезгинского языка. Для сохранения культурного наследия народа лезгинская община Азербайджана проводит различные мероприятия – концерты, творческие вечера и др.

Выдающиеся представители лезгинского народа

Хаджи Давуд Мюшкюрский

В начале XVIII века объединить народ удалось главе суннитского духовенства Хаджи Давуду
Мюшкюрскому, уроженцу села Дедели Мюшкюрского магала (нынешний Хачмазский район). Он стал руководителем освободительного движения против иранскойи турецкой экспансии. В 1725 году Хаджи Давуд становится ханом Ширвана и Кубы. Однако правил он недолго - Турция и Россия начали вести секретные переговоры по устранению лезгинского правителя. В 1728 году Хаджи Давуд получил приглашение от турецкого султана посетить Османскую империю. Приняв приглашение, ничего не подозревавший хан был арестован и выслан на остров Родос, где и провел последние дни своей жизни.

Магомед Ярагский

В начале XIX века первым общепризнанным духовным лидером Кавказа стал Магомед Ярагский (шейх Мухаммед аль-Яраги). Ярагский был крупным ученым, одаренным поэтом, который сочинял на родном и арабском языках. Его глубокие познания в Исламе привлекали учеников со всех концов Дагестана, а также далеко за пределами края - в Турции, Бухаре и Персии.

Шейх сыграл решающую роль в становлении движения мюридизма, логическим завершением которого явилось создание имамата Чечни и Дагестана. Восприняв суфийскую доктрину, Магомет Ярагский выступал за внедрение шариата и проведение газавата (войны) против неверных. Вскоре вокруг него сформировался круг учеников – мюридов, среди которых были будущие имамы Кази-Магомед и Шамиль. В 1824 году под идейным руководством Ярагского на Кавказе произошло первое вооруженное совместное выступление горцев против русских войск.

Гасан Алкадари

Ученый-историк и поэт Гасан-эфенди ал-Алкадари (1834-1910) был крупным представителем
лезгинской арабоязычной литературы. Он получил блестящее образование, владел арабским, персидским азербайджанским языками. Алкадари является автором книг Тахмис, Ассари-Дагестан, Джираб ал-Мамнун, Диван ал-Мамнун и других. Мамнун (в переводе с арабского облагодетельствованный) был литературным псевдонимом Алкадари. В Джираб ал-Мамнуне им отражены положения мусульманского права, а Диван ал-Мамнун состоит из стихов, в которых описаны события 1877-78 года в Дагестане- зарождение антироссийского движения, восстание и его плачевные последствия.

Популярной до наших дней остается книга Ассари-Дагестан, в которой собраны исторические факты, связанными с лезгинами. Алкадари горячо поддерживал первую азербайджанскую демократическую газету Экинчи. Он верил, что газета должна и может пробудить народ и вывести его из вековой отсталости. Вместе с М.Ф. Ахундовым, С.А.Ширвани и другими передовыми людьми Азербайджана Алкадари сотрудничал с этой газетой, публиковал свои статьи и письма.

Етим Эммин

Етим Эмин (1838-1898) являлся известным мастером лезгинского стиха, оказавшим большое влияние на развитие родной литературы. Родился в семье кадия, получив образование в медресе, заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. К поэзии он приобщился еще в юные годы, когда, став мастером-каменщиком в Азербайджане, принимал участие в соревнованиях ашугов. Эмин первым среди лезгинских поэтов писал стихи на родном языке, применяя арабский алфавит. Творчество Етима Эмина претерпело эволюцию- от любовных песен, в которых слышится недовольство частными случаями жизни, препятствующими влюбленным, поэт перешел к стихам, бичующим социальную несправедливость. Эмин утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в том числе восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму.

Сулейман Стальский

Теме социальной несправедливости посвящено творчество дагестанского поэта Сулеймана Стальского (1869-1937), который поднял фольклор до уровня литературы, обогатив ее жизнеспособными традиционными формами. В духе традиционной народной поэзии была сложена известная его поэма-хроника Дагестан. Стихи лезгинского поэта-ашуга переведены на многие языки народов бывшего СССР, а русский писатель Максим Горький в свое время назвал Стальского Гомером двадцатого века. Свои стихи Стальский слагал устно. Из ореволюционных произведений наиболее известны Муллы, Судьи, Старшине, в которых поэт выступал как разоблачитель горской знати и ставленников русского самодержавия — царских чиновников.

Октябрьскую революцию Стальский принял как желанное осуществление своей мечты, — он приветствовал ее новыми, радостными стихами. Отличительная черта его произведений — глубокая искренность, эмоциональная насыщенность. Сулейман Стальский обогатил поэтический словарь лезгинской поэзии. Его поэтические выражения вошли в разговорный язык лезгин, сделались народными поговорками. Излюбленная форма стиха у поэта - обычные ашугские рубаи - три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях). Сулейман Стальский был награжден орденом Ленина.

Готфрид Гасанов

Основоположником дагестанской профессиональной музыки является известный лезгинский композитор Готфрид Гасанов (1900-1971). Он первым организовал музыкально-художественные экспедиции, собрал и записал 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, вел исследования по изучению песен аварцев, кумыков, лезгин, даргинцев, составил несколько сборников песен, разработал методики музыкального обучения. Готфрид Алиевич прославился и как прекрасный педагог, воспитавший целую плеяду дагестанских музыкантов. За выдающийся вклад в музыкальное искусство Готфриду Гасанову присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств России. В 1926 году он создал в Махачкале музыкальный техникум, ныне училище, которое носит имя великого композитора. Готфрид Гасанов написал детский балет Карачач, оперу Хочбар и многие другие произведения.

Эльза Ибрагимова

Известный лезгинский композитор Эльза Ибрагимова (1938 г.) внесла большой вклад в развитие культуры Азербайджана. Она автор многочисленных произведений - гимна азербайджанских нефтяников, оперы Афет, Горящие колыбели и др. Песня Эй Вэтэн!, написанная Ибрагимовой, в исполнении азербайджанского певца Рашида Бейбутова стала визитной карточкой страны на многих континентах. Эльза Ибрагимова стала первой представительницей дагестанских народностей, получившей специальное композиторское образование. Ее учителями в Азербайджанской консерватории были Джовдет Гаджиев и Кара Караев. За годы творческой работы Эльза Ибрагимова не раз обращалась к камерным инструментальным жанрам. Ею написан цикл прелюдий и вариаций для фортепиано, а также фортепианная сонатина и скерцо для скрипки и фортепиано. К более крупным ее работам относятся одночастный квартет для двух скрипок, фортепианное трио в четырех частях, симфоническая поэма, оратория, вокально-инструментальные и камерные произведения, музыка к различным спектаклям.

Гаджибек Гаджибеков

Талантливый критик, литературовед, драматург и журналист Гаджибек Гаджибеков (1902-1941) прожил короткую жизнь, но оставил яркий след в истории науки и культуры Дагестана. Создание письменности на лезгинском и табасаранском языках, подготовка первых учебников родного языка и литературы, собирание произведений народного творчества, поиск наследия поэтов прошлого, активное участие в организации литературных сил республики, исследование творчества Сайда из Кочхюра, Етима Эмина, Сулеймана Стальского, редактирование газеты Новый мир и журнала Красная звезда на лезгинском языке - все это и многое другое связано с именем Гаджибека Гаджибекова. Его арестовали в сентябре 1937 года, предъявив обвинение в том, что он создал алфавит не на русском языке, а на латинской графической основе. Г. Гаджибеков глубоко верил, что его арест - роковая ошибка, надеялся, что она будет исправлена. Но исправлена она была уже после его смерти.

Музаффар Меликмамедов

Музаффар Меликмамедов - известный в Азербайджане и Дагестане лезгинский поэт и писатель. Он автор 10 книг, более 7 000 публикаций. В 2004 году увидела свет одна из известных книг писателя Къубадин гъулгъулар - Губинские волнения, где говорится о событиях, произошедших в Кубинском ханстве с 1810 по 1840 гг. Музаффар муаллим является исследователем лезгинской и азербайджанской поэзии. Также он долгие годы работая в архивах, написал книгу Губинская трагедия 1918 года, которая свидетельствует о зверствах армянских дашнаков, содеянных против мирного населения в Губинском районе. Уже много лет Меликмамедов является заместителем главного редактора лезгинской газеты Самур, издающейся в Баку, где публикует многочисленные исследования, посвященные историческому и культурному наследию лезгинского народа. Музаффар Меликмамедов является лауреатом высшей литературной премии Азербайджана Араз.

Седагет Керимова

Творческая деятельность Седагет Керимовой (1953 г.) многогранна. Она - поэт, писатель, публицист, журналист, издатель. С 1997 года является главным редактором единственного печатного органа в республике - газеты Самур, печатающей материалы на трех языках - лезгинском, русском и азербайджанском. В 1996 году ею создан лезгинский инструментальный ансамбль Сувар, целью которого является сохранение и развитие музыкальной культуры лезгин. Седагет Керимова - автор более 100 песен на лезгинском и азербайджанском языках. Ее перу принадлежат более 6 тысяч статей, очерков, корреспонденций, зарисовок, эссе и фельетонов на лезгинском азербайджанском и русском языках. За заслуги в области журналистики она удостоена премии Золотое перо, премии имени Гасанбека Зардаби, премии имени Хуршудбану Натаван. Была удостоена звания Заслуженный деятель культуры Азербайджана в 2005 году.

Лейла Амирова

/ethnoglobus.com/

Категория: Культура | Просмотров: 6250 | Добавил: GusarNews | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017 Хостинг от uCoz