Главная » 2008»Март»26 » Международная Кризисная Группа: «Салафизм о котором почти не слышали двадцать лет назад в Азербайджане, укрепился в Баку и на севере страны»
Международная Кризисная Группа: «Салафизм о котором почти не слышали двадцать лет назад в Азербайджане, укрепился в Баку и на севере страны»
11:06
В редакцию Day.Az поступил последний отчет Международной Кризисной
Группы - «Азербайджан: Государство и Независимый Ислам», который мы
представляем вниманию наших читателей:
Заявления о раскрытии важного террористического заговора в Азербайджане
в конце 2007 г. вызвали обсуждения о том, в какой степени исламский
экстремизм представляет реальную угрозу для этой богатой нефтью страны.
Азербайджан является светским обществом с подавляющим умеренным
(большей частью шиитским) мусульманским населением.
После
распада Советского Союза в 1991 г. появились независимые суннитские и
шиитские группы, которые отказались признавать власть официального
мусульманского духовенства.
Некоторые из этих групп имеют
политическиe цели, однако, только единицы, если даже и есть, склонны к
применению силы для свержения государства. Тем не менее, правительство
выражает озабоченность по поводу этих «независимых групп» и пытается
контролировать их, включая применение мер вплоть до репрессий. Такая
стратегия рискует радикализировать мирных активистов и верующих людей.
После
независимости и из-за своего расположения, страна превратилась в мишень
религиозных движений, соперничающих наперебой за влияние. Миссионеры и
благотворительные организации из Ирана, Ближнего Востока, Турции а
также отдельные лица из северного Кавказа России прибыли сюда для того,
чтобы распространять религию. Согласно некоторым сведеням, некоторые
из этих людей были связаны с боевыми исламистскими сетями, включая
Аль-Каиду. Многие были выдворены и только турецкие группы продолжают в
настоящее время свою деятельность, разрешенную в относительной степени
государством.
Большей частью вдохновляемые и финансируемые со
стороны иностранных групп, независимые религиозные общины разрослись
намного быстрее, чем официальные мечети. Салафизм о котором почти не
слышали двадцать лет назад в Азербайджане, укрепился в Баку и на севере
страны. Группы шиитов, которые отказываются признавать власть
духовенства поддерживаемого государством, также стали многочисленными,
но только малую часть из них можно считать политическими, и всего лишь
единицы воинствующими.
Тем не менее, правительство относится с
подозрением ко всем независимым выражениям Ислама. Оно пытается
управлять такими группами посредством Государственного Комитета по
Работе с Религиозными Организациями (ГКРРО) и Управлением Мусульман
Кавказa (УМК) и, как правило, быстро подавляет проявления
независимости. Миролюбивые последователи групп, которые не подчиняются
УМК, постоянно преследуются, их задерживают, и согласно их
утверждениям, с ними плохо обращаются.
Правительство
оправдывает свой жесткий подход необходимостью борьбы с экстремизмом и
предотвращением терроризма и заявляет о достижении больших успехов в
этом деле. В начале 1990гг. государство было сравнительно слабым и
некоторые экстремистские группы явно активизировали свою деятельность.
Вопрос заключается в том, чтобы остановить любую группу, имеющую
склонность к насилию и одновременно гарантировать свободу религии.
Поскольку государство усилилось, оно заявляет, что стало более опытным
в задержании и вынесении приговора экстремистам. Но зачастую трудно
сказать, действительно ли те, к кому были применены эти меры, имели
оперативные связи с экстремистами.
Очевидным является то, что
правительство прибегло к чрезмерным действиям для контролирования
мирной религиозной деятельности и те судебные процессы над людьми
обвиняемыми в экстремизме часто проводятся за закрытыми дверьми, с
использованием улик, собранныx под принуждением.
Независимые
религиозные общины также, как и члены политической оппозиции
утверждают, что власти преувеличивают угрозу исламского террорa с тем,
чтобы завоевать симпатию Запада и добиться молчаливого согласия на свои
недемократические действия.
По меньшей мере, тактика
правительства увеличивает вероятность подталкивания мирных групп к
ответным мерам: к джихаду; радикализация, если даже еще нет действия в
осуществлении сговора, уже становится очевидным среди меньшинства в
Салафатских общинах.
Правительство предприняло шаги,
направленныe на усиление сотрудничества с верующими, посредством
улучшения религиозного образования молодого духовенства и
преобразования УМК. Оно пытается культивировать отечественный ислам,
основанный на местных ценностях и традициях, и остановить вторжение
иностранных вероисповеданий, но правительству следует приложить усилия
для включения НПО и независимых общин в широкие дебаты о государстве и
религии.
Одним из важных задач является разработкa методa
ведения отношений с независимыми религиознимы общинами, которое
перестало бы их криминализировать и уважало бы их религиозные права.