Федеральной лезгинской национально-культурной автономии в связи с прошедшим в Москве Международным научным симпозиумом по Кавказской Албании и его освещением в азербайджанских СМИ
Исх. № 32-ПА от 02.06.08
В Москве по инициативе Федеральной лезгинской национально-культурной автономией (ФЛНКА) при поддержке Министерства регионального развития РФ 14-15 мая 2008 г. состоялся Международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность», посвященный открытию З.Н.Алексидзе в православном монастыре Св. Екатерины на горе Синай (Египет) грузинско-албанского палимпсеста, датированного рубежом IV-V вв. Древнеалбанский Лекционарий представляет собой один из древнейших сохранившихся текстов Евангелия. Это открытие выходит за пределы изучения собственно истории Кавказской Албании, оно не менее важно и для мировой библеистики, языкознания, а также для других научных дисциплин. В настоящее время в Брюсселе международным коллективом лингвистов готовится издание обширного древнеалбанского текста, который переводится с одного из языков лезгинской группы – удинского. Именно это обстоятельство, а также то, что историческое ядро Кавказской Албании находилось в пределах Северного Азербайджана и Южного Дагестана, то есть в зоне проживания лезгинских народов, обусловили выбор темы симпозиума. Кроме того, симпозиум должен был символически обозначить связь времен: в Азербайджане и Южном Дагестане до сих пор сохранились древние албанские храмы, большинство из которых нуждается в реставрации или хотя бы консервации. Научный форум по Кавказской Албании в России проводился впервые, хотя история этого древнего государства является частью не только истории Азербайджана и Армении, но и истории России. История Кавказской Албании должна объединять, а не разъединять, как говорили организаторы при открытии симпозиума, поскольку она наполнена примерами тесного взаимодействия кавказских народов друг с другом и с другими народами, в том числе с древними русами. Известно о совместном походе русов, лакзов и алан на Бардаа (Партав), бывшую столицу Кавказкой Албании, которая в то время находилась в руках у арабов. Сегодня часть лезгинских народов – граждане России, другая часть – граждане Азербайджана, у них нет никаких территориальных претензий ни к одному государству, поскольку они живут на своей земле, исторической родине, являясь лояльными гражданами своих стран. Единственное, чего они хотят – это знать свою историю, культуру, не быть «иванами, не помнящими родства».
Поскольку симпозиум в Москве продолжил серию конференций в Баку и Ереване на тему этнокультурного наследия, организаторы ставили амбициозную задачу наконец-то собрать вместе всех исследователей-албанистов, прежде всего специалистов из Азербайджана и Армении. Были посланы персональные приглашения всем специалистам, которые занимались проблематикой Кавказской Албании. С самого начала было решено избегать политизации и даже обсуждения проблем, способных вызвать политизацию, с тем чтобы вернуть албанистику в русло академической науки. Надежда обрела черты уверенности, когда свое участие подтвердили и азербайджанские, и армянские коллеги – по 5 исследователей с каждой стороны. Однако, к сожалению, в самый последний момент выезд азербайджанских специалистов был неожиданно отменен.
Помимо них приглашения получили Посол Азербайджана в Российской Федерации Полад Бюль-Бюль оглы и две крупнейшие азербайджанские организации РФ: Всероссийский азербайджанский конгресс и Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России «Азеррос». На симпозиуме присутствовала очень представительная делегация журналистов Азербайджанского государственного информационного агентства, телеканала АзТВ и других масс-медиа. Никому из представителей азербайджанских СМИ не было отказано в аккредитации, даже тем, кто не успел вовремя подать заявку на участие. Вслед за этим последовала серия публикаций, в которых утверждалось, что азербайджанских ученых специально не пригласили на мероприятие. К сожалению, такое же заявление прозвучало и из уст директора Института истории национальной Академии наук Азербайджана Ягуба Махмудова, хотя на симпозиуме были прочитаны доклады всех азербайджанских коллег, которые прислали доклады, но не смогли приехать.
Открытия З.Н.Алексидзе не только позволили прояснить множество вопросов по истории Кавказской Албании, но и дали албанистике новое дыхание. Научная общественность всего мира уже в этом году увидит три объемных тома с текстом албанского Лекционария и его детально откомментированным переводом, выполненным с одного из лезгинских языков на английский. Теперь все труднее отстаивать абсурдное желание придворной историографии Азербайджана о том, что кавказские албаны были тюрками. Специалисты по Кавказской Албании находятся в опале, в том числе автор фундаментального исследования в этой области Фарида Мамедова, тон в азербайджанской науке сейчас задают идеологи. Но времена паранауки проходят, настала пора довериться специалистам, которых в Азербайджане достаточно. Не плохо бы идеологам от науки осознать, что признание синкретической кавказско-тюркской идентичности азербайджанского народа не только не обедняет Азербайджан, но и усиливает его позиции во многих направлениях. В конце концов, большая часть населения Кавказской Албании не была уничтожена, она стала частью азербайджанского народа. Лезгинские народы принимали активное участие в этногенезе этого народа, причем это был объективный процесс. Именно поэтому слова о братских связях азербайджанцев и лезгин – не пустые слова. Более того, было бы логичней, если конференция с фокусом на кавказский субстрат проходила в Азербайджане, где лезгин больше, чем в России. Но такое пока за гранью возможного. Наоборот, «умные головы» в Азербайджане делают все, чтобы попытаться расколоть азербайджанское общество, вбить клин между Азербайджаном и Россией. Только кому это выгодно? Вряд ли России или Азербайджану.
Обсуждения общепризнанных фактов в Москве известными учеными из 7 стран мира были преподнесены в азербайджанских СМИ как «попытка приписать историю, культурное наследие, фольклор, памятники Кавказской Албании лезгинам». Тем самым лезгинам якобы посылается сигнал, что они должны вернуть землю, «принадлежащую им по историческому праву». Чего стоят одни названия таких публикаций: «Кремль пытается активизировать «лезгинский вопрос» в Азербайджане» (Day.Az от 12 мая 2008 г.), «Москва «запускает» лезгинский сепаратизм» (День-Утро, Азербайджан от 11.05.2008 г.), «Азербайджан даст адекватный ответ в случае сепаратистских заявлений на конференции в Москве по лезгинскому вопросу» (пресс-служба МИД Азербайджана, Хазар Ибрагим. Day.Az от 15 мая 2008г.), «Кремль опять принялся за старое?» (Day.Az от 15 мая 2008 г.), «Конференция в Москве об истории Кавказской Албании является попыткой посеять зерно сепаратизма в Азербайджане» (депутат Милли Меджлиса Джамиль Гасанли. Day.Az от 16 мая 2008г), «Очередная бред-конференция в Москве, спровоцированная армянскими подстрекателями» (1News.Az от 21 мая 2008 г.), «Шаир Гасанов: «…В России кому-то на руку обострение лезгинского вопроса в Азербайджане», «Россия может ввести войска в Азербайджан» (День-Утро, Азербайджан от 19.05.2008 г.).
Дошло до того, что в печати опубликованы адреса и контактные телефоны ФЛНКА, указаны места проживания руководителя организации Арифа Керимова, его семьи в Москве, родных и близких в Азербайджане. Данные А.Керимовым интервью приезжим журналистам по телевидению Азербайджана так и не были показаны. Зато в тенденциозной интерпретации на канале «Лидер ТВ» он был назван сепаратистом – врагом азербайджанского народа, подрывающим устои государства. Аналогичным образом глава ФЛНКА, деятельность организации, прошедший симпозиум были представлены практически во всех СМИ республики. Надо отметить, что такого рода отношение к лезгинским общественным институтам и их руководителям давно стало нормой в среде определенных сил внутри Азербайджана и негативное освещение международного научного симпозиума является очередным подтверждением этому.
Более того, мы становимся свидетелями беспрецедентной антироссийской и антилезгинской истерии, которая с каждым днем приобретает все большие масштабы. Эта истерия основана на злонамеренном искажении работы симпозиума, его целей и задач, на представлении научной программы симпозиума в виде политической акции России, направленной на развал Азербайджанской Республики. В условиях ограниченного доступа людей к альтернативным источникам информации у населения Азербайджана может формироваться негативное восприятие происходящего, что, в сущности, и происходит. В местах компактного проживания лезгинского населения нагнетается обстановка и провоцируются действия, сеющие межнациональную рознь, которые могут привести к непредсказуемым результатам. В приграничных районах уже проходят антилезгинские акции, во время которых звучат требования выселить лезгин в Россию.
Государственные структуры Азербайджана пока никак не реагируют на антироссийскую и антилезгинскую истерию в азербайджанских СМИ, которые приводят к возникновению межэтнического противостояния в республике, невольно делая себя заложниками недальновидной политики некоторых своих идеологов и ставя себя тем самым в неудобное положение перед всем миром, особенно когда материалы симпозиума будут опубликованы. Надеемся, что эти процессы не были запущены азербайджанскими властями сознательно, а явились следствием усилий определенных деструктивных сил в республике, которые ищут политические выгоды в создании очага напряженности во взаимоотношениях между братскими лезгинским и азербайджанским народами.
В связи с этим ФЛНКА заявляет, что ответственность за все возможные негативные последствия в данной ситуации лежит на совести этих людей, а также политиков, журналистов, оказывающих содействие для разжигания межнациональной розни между нашими народами.