Ожидаемым результатом увенчалась инициатива известных лезгинских поэтов
и общественных деятелей Забита Дадашбалаевича Ризванова и Байрама
Наврузбековича Салимова по сбору, систематизации, литературной
обработке и изданию крупного словесного художественного полотна. Это
лезгинский народный героический эпос «Шарвили», увидевший свет на
родном языке в издательстве «Юпитер» (Махачкала, 1999 г., 306 с.).
К сожалению, Забит Ризванов, главный автор идеи создания и публикации
литературно обработанного варианта эпоса, не дожил до дня выхода его в
свет. Его единомышленник Байрам Салимов, а также Ризван Ризванов,
завершили начатую работу, соблюдая все принятые правила и каноны,
переведя весь текст эпоса на русский язык. Книга издана под
редакцией и с предисловием известного философа и лезгинского писателя,
профессора Ахеда Агаева. Несомненно, «Шарвили» займет
достойное место в мировой эпической литературе. Достоинство «Шарвили»
состоит, конечно, не только в том, что он стирает одно из обширных
«белых пятен» в истории культуры лезгинского народа. Главное - это его
положительная роль в художественном самосознании культуры и истории
Кавказской Албании, которая считается прародиной, пожалуй, всех
современных народов Восточного Кавказа. Идея и проблематика «Шарвили»
восходят к началу первого тысячелетия нашей эры. На пороге третьего
тысячелетия все человечество проявляет громадный интерес к событиям
того периода.
Произведения словесные, подобные «Шарвили», дают нам знать
художественно-образную, мифологическую и практическую формы восприятия
нашими предками окружающего мира и повседневных событий, быта,
семейного и житейского уклада, культуры человеческих отношений, любви и
ненависти, дружбы и вражды в обществе.
Загадочно и то, что в
народном сознании Шарвили выступает современником всех крупных событий
в истории лезгинского народа. Он жил до и после принятия лезгинами и
другими соседними народами мусульманской веры, до и после жарких
схваток между арабами и хазарами за овладение Кавказом. Шарвили в
образе Каменного Мальчика, воевавшего против орд Тамерлана, преграждал
им путь в горы Дагестана. Затем Шарвили вступает в схватку с армией
Надир-шаха. Даже в фольклоре Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,
особенно в плачах, слышны отголоски призыва Шарвили. Народ наделяет его физической неистребимостью и неисчерпаемой духовной энергией.
А
то, что представления об образе Шарвили создавались в разное время, в
разных концах страны, в разных обстоятельствах и у людей, которые
сообразно своим художественным дарованиям отдавали предпочтение тому
или иному жанру, позволило эпическому герою обрести известность
одновременно и разновременно в мифах, легендах, преданиях, песнях и
плачах, сказках и сказаниях.
Официальная презентация солидного
двуязычного иллюстрированного издания состоится в июле текущего года
после завершения красочного праздника лезгинского народного
героического эпоса "Шарвили", проводимого ежегодно в районном центре
Ахтынского района Дагестана. sharvili.com
|