Лезгинская идея, идея лезгинского процветания, социально-политического и этнокультурного блага, формируясь с 60-х годов ХХ века, родила несколько концепций. От проправительственной, умеренно-либеральной до ультрарадикальной. После карабахского конфликта в дело информационной поддержки вмешались армяне.
И вот лезгины в патриотическом ракурсе уже делятся на тех, кто с армянами – это, как правило, радикалы, не терпящие никаких компромиссов с официальным Баку. И тех, кто с тюрками – это либералы, лезгинские эсеры.
Если хочешь поссорить лезгин, вбрось между ними карту армяно-азербайджанского конфликта. Примерно так можно представить идею втягивания в разборки игроков лезгинского патриотического поля. К сожалению, но именно так произошло. В центре – персона лезгинского спортивного журналиста, активиста, модератора Disput.az, информационного продюсера ФК «Шахдаг» Рустама Азимова и Вагифа Керимова. Рустам дает интервью азербайджанскому ресурсу Vesti.az, где обрушивается на Вагифа с критикой, в основе действий которого усматривает армянскую тень.
«Если человек реально заботится о своем народе, то он не будет связываться с врагом той страны, в которой проживают и являются гражданами представители народа, к которому он себя причисляет, - заявляет Азимов. - Вагиф Керимов должен понимать, что если его волнует по-настоящему решение имеющихся проблем лезгин Азербайджана, то надо идти не через обнимку с армянским фашистом, и оперировать лже-фактами, а идти путем диалога, основанного на объективных моментах, которые надо решать и высказывать в Баку».
Очень осторожная, где то даже «страусиная» позиция молодого модератора и журналиста, возмутила многих патриотов и простых лезгин, проживающих как в АР, так в большей части в Дагестане. Мало того, сам Азимов утверждает, что за свою позицию получает угрозы физической расправы: «Дагестанские националисты, которые ничего не добились в жизни, критикуют и оскорбляют меня. Называют меня продажным. Однако сами не понимают того, что они стали разменной монетой в руках некоторых лиц, которым нет даже дела до лезгинского народа». И вот на лезгинском национальном портале ЛезгиЯр появляется гневная и эмоциональная статья, под которой подписался известный с недавних пор представитель молодежного лезгинского движения Энвер Абдуллаев.
Как только не шельмует Э.Абдуллаев своего визави. В заглавие статьи выведено недвусмысленное словосочетание «бакинскому толерасту». Весь текст пересыпан обидными и эмоционально-язвительными характеристиками «кормящая рука», «режимская обслуга», «подмазаться режиму», «не жалеет ни сил, ни живота», «предатель, которому хозяева кинут подачку».
Азимов называет пропаганду о притеснениях лезгин фантастическими, и кое-где параноидальными и связывает их с армянским фактором. Так приводится информация о том, что якобы на улицы Кусарского района была выведена бронетехника для борьбы с лезгинами. Молодой журналист утверждает, что «во время распространения этой «сенсации» я как раз находился в Кусарском районе».
«Кстати, интересно также этот «онлайн вояка» служил ли в армии, на передовой? Или купил все-таки книжку красного цвета - военный билет? Судя по силуэту и по тем данным имеющимся, Рустам все-таки купил...», – не сдерживает эмоции Энвер Абдуллаев
Азимов отвечает ему на форуме Disput.az: «Да я не служил в армии. Но я не покупал военный билет. Как пишет об этом Энвер. Где он и его друзья были, когда я лежал в реанимации? Когда мне нужна была кровь? Свой военный билет я получил законным путем. Мои друзья знают, как мне это было трудно сделать». Кстати, Рустам подвергся атаке за слишком лояльный ответ на вопрос о проблемах лезгин в Азербайджане. В частности, Энвер задается вопросами, надо думать риторическими: «Где был Азимов, когда лезгинских детей не пустили в школу в Храх-Убе 1 сентября? Где он был, когда переименовывали "ЛЕЗГИ МИСКИ"?»
«Где я был, когда меняли название мечети? По крайней мере, это я шел и фотографировал мечеть без таблички и я публиковал на Gusarnews фотки об этом (впоследствии все оттуда эти фотки и брали) и это я на этом форуме был против смены названия мечети и до сих пор остаюсь на своей позиции. А где вы были дорогой Энвер? Попивали себе чай в России? », - довольно эффектно парирует удар Азимов.
Под обличительной статьей Энвера Абдуллаева были размещены свадебные фотографии Рустама Азимова в обнимку с другом. Возможно, по задумке авторов публикации фото были призваны довершить дело полной компрометации журналиста. А слова «гей-парад», «толераст» - определенным образом настроить читателя.
В свою очередь Азимов, ожидая более достойного ответа, переходит в атаку: «Да кстати Энвер, а с лезгинами в Дагестане все в ажуре? Вы там разберитесь с аваро-даргинской мафией, которые на протяжении уже 10 лет (может и больше) правят Дагестаном».
«Нет, не думайте, что я разделяю один народ. Тем более, в ЮжДаге у меня и родственники есть. Просто, перед тем как «наезжать» на кого-то решите проблемы у себя. Ну а мы в свою очередь попытаемся решить тут?» – резюмирует Рустам.
Статью Энвера Абдуллаева опубликовали ряд армянских ресурсов, а лезгинский сайт Яран-Сувар публикуя интервью Рустама Азимова Vesti.az, заговорили о «продаже интересов собственного народа». «Помнится, были времена, когда Азимов отчаянно пытался противостоять становлению ЛНД (лезгинского национального движения), - пишет Энвер Абдуллаев.
«Я без понятия, о чем речь. Он перепутал меня с кем-то. Не было таких времен. Я вообще первый раз слышу о ЛНД, - отвечает Рустам Азимов на мое предложение прокомментировать данное обвинение. - А активным я стал год-два, ну максимум три года назад и не о каком ЛНД я не слышал». Отрицает Азимов и свою причастность к авторству темы на лезгинском форуме Disput.az под названием: «Лезгины, точите кинжалы нас ждет Карабах».
Выводы
Азимов информацию о притеснениях лезгин называет «небылицами», а Абдуллаев в свою очередь считает того предателем и обслугой режима. Оба мнения лично я считаю крайними. Но при этом нужно понять одну принципиальную вещь. Первое, это география и местоположение автора тех или иных заявлений, что достаточно серьезно. Второе, нужно говорить о статусе человека, который играет на патриотическом поле, предпринимает какие-то шаги в области этнополитики. В тертьих, нужно элементарно озаботиться безопасностью автора тех или иных заявлений и комментариев, не говоря уж о действиях. Даже фотографирование Лезги миски и выкладывание их в интернете – в условиях затхлого общественно-политического климата тоталитарного Азербайджана достойно внимания.
При этом никогда не нужно скидывать со счетов то обстоятельство, что дела с мультикультуризмом и обеспечением если не всего спектра, то хотя бы основных прав национальных меньшинств в АР очень нехороши. Все заявления азербайджанских властей о том, что проблем нет с лезгинами и другими нацменьшинствами – это политика замыливания лезгинских проблем и издевательства над «эталонным мультикультуризмом», о наличии которого ученые мужи заявили на научном форуме осенью 2011 года. И это нужно однозначно признать. Возможно, эта ситуация изменится. Но пока она такова! Для тех, кто работает в лезгинском русле – это очевидно.
Для тех немногих, хочется добавить. Потому что говорить о широком структурированном лезгинском патриотическом фронте в АР (да и в России), говорить не приходится. Ну разве что Седагет Керимова. Эта заслуженная женщина из Баку одна отвечает и за лезгинскую культуру (художественный коллектив «Сувар»), и за лезгинскую публицистику (газета «Самур») страны. Но при этом, она не может говорить о Храх-убе, ставить вопросы развития лезгинского языка и прочие этнополитические проблемы. Говорить резко или мягко ставить проблемы именно такого плана, в той тональности, в которой заявляют патриоты из Дагестана и России. Да, нужно чем – то жертвовать. И кто ответит, что лучше в данном ситуации?! Вопрос достаточно серьезный. И если говорить о необходимости поэтапно продвигаться к намеченной цели, хотя бы к программе минимум, то нужно пожертвовать чем-то. Ну, в первую очередь, набраться терпения. И повременить со скоропалительными выводами в отношении коллег по работе. Не об этом ли возвещает нам Сура Корана «Аср»: «Призывающие к истине, и призывающие к терпению».
Энвер Абдуллаев – общественник и начинающий политик и ему не нужно размениваться на мелочах, ввязываясь в склоки на межэтническом поле. Он хорошо начал, достаточно прямолинейно и в тоже время грамотно поставив ряд проблем народа в интервью грузинскому телеканалу. Не так много у лезгин патриотов, делающих реальные дела и не гоже нам бросать на жертвенные алтари земляков, только потому что они не идут в отрыв, не бросаются в омут борьбы с режимом, не проявляют революционного пыла или газаватского рвения. Может все же взглянем на плоды работы того же Азимова. У него свое понимание лезгинского блага и может быть он, где-то заблуждается, что в принципе свойственно каждому человеку. Но сливать всю его работу, обвинять его в предательстве. Это радикализм не приносящий никакой пользы в деле разрешения наших проблем. Однозначно, что ярость не нужно отрабатывать на земляках.
«Мерзко так перед азерами своим грязным бельем потрясли и перед армянами, а тем это и надо над нами поржать и в своих целях использовать», - комментирует статью пользователь Facebook.
Требуя от лезгинского патриота из Азербайджана невозможного, дагестанские патриоты дают карту с одной стороны азвластям и с другой - армянам, которые горячо поддерживая патриотический настрой лезгин, безусловно преследуют свои цели. Да и задуматься не помешало бы насколько они последовательны и искренни.
В частной беседе со мной Рустам Азимов признает наличие хронических лезгинских проблем. И добавляет: «А ты хочешь, чтоб это было мое первое и последнее интервью на СМИ? Чтоб мне закрыли доступ в СМИ?». Лезгинский патриот небезосновательно опасается за свою жизнь. «Дагестанские националисты» - далеко, а азербайджанские спецслужбы – тут под боком и возможно оставили свое «ухо» в каждой квартире потенциального патриота. Новейшая история Азербайджана внесла некоторые коррективы в дело национальной политики – они ее ужесточили. Карабах и Садвал – два явления времени, затягивают тоталитарные тиски режима и он плотно отслеживает врагов государства. Именно такое мнение у меня сложилось после бесед с активными лезгинами
Я понимаю, что молодой бакинский лезгин определил для себя некий вектор продвижения в патриотическом русле. Его признали азербайджанские власти. Может поэтому он и стал объектом яростной критики другого патриотического легиона. Возможно, он излишне осторожен, слишком сгущает краски и времена уже давно иные – за критику национальной политики азербайджанских властей никто распинать не будет, а доступ к СМИ в век интернета всегда можно найти в обход предлагаемым. Но сам Рустам предлагает мне оглянуться и назвать хоть одного такого революционного патриота, на которого бы он мог равняться. Нет таких… Увы…
Скажу откровенно, у меня сложилось двоякое впечатление от интервью Рустама и статьи Энвера. Оба парня вышли на ринг, но не чтоб конструктивно разобраться в методиках и тактике работы разных по уровню и настрою патриотических сил, а чтобы на потеху публике ангажировано и эмоционально прессануть друг друга. Один выступает как патриот Азербайджана, нежели лезгин, - и это можно понять только в контексте срочной тактики и политтехнологий. А другой огульно критикует малознакомого человека, которого обвиняет в прислуживании режиму, выводя за скобки все его действия в патриотической канве и не желая ничего понимать. Проблема в том, что критикующий находится далеко от Баку, а либерал – внутри и пока не готов броситься на амбразуру.