Вы когда-нибудь задумывались о социальном портрете лезгина?
В социальных сетях полно лезгинских сообществ («Одноклассники», «ВКонтакте», более 10 групп в «Мой Мир», 4 лезгинских групп в Facebook). Одно из сообществ в цукерберговской сети решило задаться таким вопросом: «А вы сможете описать типичного Лезгина одним предложением? Интересно узнать какой стереотип сложился про современных лезгин».
Скажем, что в опросе участвовали не только дагестанские, но и азербайджанские лезгины, которые из обзора дагестанских (самых правильных лезгин) часто выпадают.
Чаще всего опрошенные пишут: «Простой, честный, гордый, честный, смелый. Человек с большой силой воли, особо строгий, упрямый, очень гордый, безумно ревнивый...», также добавляют – «свободолюбивый, горячий, импульсивный, безбашенный, дружелюбный, верный, прямой, что не всем нравится, патриот и в меру националист, правдолюбивый вплоть до демагогии». Кстати, патриотичность лезгин особая. Мы любим свой народ, но эта любовь никогда не наступает на жизненное пространство другого народа, у лезгин удивительным образом уживается патриотизм и интернационализм.
Есть в ответах участников сообщества и негативные оценки, так сказать самокритика. Вот что характеризует лезгина: «Невнятный саркастический юмор, высокомерие и алкоголь - считаю, эти раковые опухоли существуют и их нужно вырезать», - пишет один бакинский лезгин. Кстати об алкоголе и пьянстве как социальном зле, проникшем в тело народа, говорят и другие участники этой группы.
Лезгины много пьют: это в равной степени относится и к жителям Кусарского района Азербайджана, и к жителям Магарамкентского района Дагестана Российской Федерации. В чем проблема? Ну, во-первых, сложно установить какой из народов Кавказа, и Дагестана в частности, больше пьет – нет пока количественных данных и исследований на эту тему, а все мнения могут пока оставаться мнениями, причем субъективными. Алкоголизм и пьянство имеют место не только среди лезгин, и не только в Южном Дагестане (или Северном Азербайджане). Хотя проблема, конечно, самих лезгин беспокоит более чем кого-либо. Во-вторых, лезгины менее привержены исламу и его «сухому закону».
Мудрецы говорят, что пятно на белом платье сразу бросается в глаза, а черное остается черным всегда. Да, лезгины стали неким центром, мишенью постоянной критики и обвинений: они и пьяницы, они и ислам выкинули за хребты свои (об этом в отдельной колонке), они и слабые, они и нехорошие…
Дело в том, что лезгины на Кавказе всегда были примером чести, достоинства, веры, и поэтому любые погрешности и отходы от эталона караются общественным мнением куда строже, нежели в отношении других народов. Однако одним из показателей того, что лезгинский народ (и здесь интеллигенция, крестьянство, служащие – нет никакой разницы, увы) все же погряз в пьянстве, говорят как мои личные наблюдения, так и факты. Вот в Священный Рамадан лезгины с радостью продолжают играть свадьбы, угощая обильно гостей водкой и коньяком, что нарушает исламскую этику. Показатель в условиях Кавказа не в пользу лезгин, которые принесли ислам всему Кавказу. Форумчане в лезгинском сообществе приводят и почти анекдотичный пример – это из диалога гостя и хозяина:
«- Яда, вуна заз гьурметзаван?
- Эхь, чан стха
- АватIа хъухъ!
- Ваъ, за хъвазвач,
- Хъухъ лагьанай!!
- Ваааъ…
- Хъухъ, за вун рекьид!!!».
Смешно, но и грустно.
Но когда один юзер пытается эту данность о питии лезгин возвести почти в абсолютную степень словами: «Редко встретишь лезгина, который не пьет...», другой резко его осаждает: «Значит у вас круг лезгин какой-то не тот. Я лично знаю много лезгин, которые не употребляют алкоголь вообще». И, безусловно, это относится в первую очередь, к лезгинам - практикующим мусульманам (капI-тIеат ийизвай стхаяр, вахар), которые и составляют ныне ядро новых лезгин: вот к ним чаще всего как раз относятся все те позитивные формулировки, которые выше были озвучены участниками опроса.
Отсюда, следует один вывод – лезгины должны вернуться к своим нравственным корням. Изучить жизнь и уроки наших мудрых и достойных предков. Вы скажете, мелочи? Ну что там выпил пару-другую рюмку водки. Увы, пара рюмок оборачивается постепенной деградацией личности, а если количество деградировавших людей в отдельной нации начинает достигать критической массы? Подумайте, друзья - чан жуванбур!
Ханжан Курбанов, кандидат политических наук, специально для Xabarar.org